Консультация для родителей “Развитие мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте"

09 февраля 2024 г.
Консультация для родителей   “Развитие мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте".
Консультация для родителей   “Развитие мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте".

Консультация для родителей 

“Развитие мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте"

   Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? 

Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. Особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. 

    Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир.  Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого - помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста и выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

         Работу по развитию мелкой моторики рук нужно проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). 

Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проводятся в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка.

Массаж кистей рук и пальцев

    Прежде чем приступить к основным упражнениям, желательно помассировать и размять руки. Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних   предметов,   для   этого  нужно  просто  помассировать, потереть и  пощипать ладошки и загибать пальчики. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия.    

Также можно использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях.

Чтобы массаж проходил интереснее, в качестве ручных тренажеров можно использовать разнообразный природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны. 

Сопровождать массаж можно стихотворением. Например,

Я кручу в руках орех,

Чтобы был круглее всех.

Массажеры

Упражнения с массажерами:

  • катать по столу от кончиков пальцев до локтя,
  • между ладонями,
  • по тыльной стороне кисти.

   Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Например, 

Бежит ежик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, - Жалко ежика до слез.

                                           К. Шефер

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо -влево, между ладонями.

Для развития мелкой моторики пальцев рук необходимо проводить пальчиковую   гимнастику и пальчиковые игры.

Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Например:

  • «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся   свободными,   можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.
  • «Ножницы». Изображая ножницы пальцами одной руки, малыш «разрезает» сначала мягкую ткань, а потом уже более твердые предметы.
  • «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу.
  • «Лодочка». Ладони складываются пригоршней и «лодочка» начинает путешествовать, перевозить «пассажиров» — маленькие игрушки, которые нужно удержать или поймать.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. 

Дом

                 Молоточком я стучу,                         Постукивать кулачками друг о друга

                 Дом построить я хочу.                 Соединить кончики пальцев обеих рук

                Строю я высокий дом,                  Поднять выпрямленные ладони вверх

                 Буду жить я в доме том.               Похлопать в ладоши

 Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.   Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и   указательным   пальцем,  придавливать  поочередно всеми  пальцами  обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.     

Игры с крышками от пластиковых бутылок

Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме,   дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, помогут решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Как играть:

  • учить закрывать и открывать бутылки;
  • сортировать по цветам (по коробочкам или баночкам);
  • выкладывать цветные дорожки и ходить по ним;
  • выкладывать ковры из крышек и ходить по ним босыми ногами;
  • строить различные картины, узоры;    нанизывать на нить.

Шнуровки. Зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Все они делятся на три вида: 

  1. Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка к которой нужно пришнуровать недостающие детали. 
  2. Пуговицы. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. 
  3. Изготовленные из ткани детали домиков, которые предлагается соединить с помощью шнурков. 

    При желании такие пособия можно сделать самостоятельно. Работая со шнуровками, ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться.

Игры с прищепками

Игры с прищепками – это отличная тренировка  для пальчиков. Ведь нужно затратить достаточно стараний и усилий, чтобы прикрепить прищепку. Обычные бельевые прищепки — это незамысловатый и доступный материал, который есть в каждом доме. Расскажите ребенку, что держать прищепку надо тремя пальчиками, что при нажатии пальчиками на края прищепки – она «открывает ротик», а при ослаблении пальчиков прищепка – «закрывает ротик».

Пальчиковый театр

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «куклы-марионетки.

Рисование

    Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с пластилином

    Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Можно делать единичные детали или сразу несколько  и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на  множество  мелких  кусочков, а  потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.

Игры с конструктором, мозаикой

    Игры с разным конструктором и мозаикой способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности, творческих способностей и произвольных действий ребёнка.

   Мозаика представляет собой перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.

Игры с природным материалом

    Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Игры с песком

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. 

Уважаемые родители!

     Не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!

Желаем вам успехов в совместной деятельности с вашими малышами!

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie